Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

Цитата недели

02.04.2013
Максим Гликин , Ведомости
«Я одно время хотел докторскую написать. Но решил, что этого делать не надо, потому что это будет очень смешно!» Дмитрий Медведев, премьер-министр

Публика еще не успела отсмеяться после нового признания премьера, как его пресс-секретарь Наталья Тимакова подлила масла в огонь сарказма. Она и шеф расстраиваются, когда блогеры пишут «Димон». Популярность ника «Медвед» наверняка пойдет на спад — теперь вся страна знает, как именовать бывшего президента, если есть желание повеселиться. А оно в связи с поведением экс-президента возникает все чаще.

Полезную стратегию для Медведева изложил в недавнем докладе о «Политбюро 2.0» политолог Евгений Минченко: чтобы удержаться в правительстве до конца третьего срока Путина, бывшему преемнику надо забыть обо всяких самостоятельных политических амбициях, уйти в тень и стать обычным техническим премьером. В этом поведении нет ничего оригинального. По сути, все премьеры при Путине (разве что за исключением Михаила Касьянова в последний год перед уходом) были техническими. Но они не были смешными — этого от них не требовали.

Михаил Фрадков, помнится, так отреагировал на газетную утку о том, что его укусила зараженная бешенством кошка: «Животные меня не кусали, а вот журналисты покусывают». Возможно, именно самоирония спасала добродушного премьера от насмешек.

Медведев тоже умеет продемонстрировать чувство юмора, но предпочитает вводить себя в состояния патетические. Выступать то в роли философа (лекция о месте «Единой России»), то в амплуа экономического гуру (рассуждения о кризисе в еврозоне), то в агрессивном стиле питерского силовика-путинца (призывы сажать за экологические и подобные преступления).

Все эти роли выглядят, мягко говоря, комедийно. Медведев указывает путь для партии, которую вроде бы возглавляет, в тот самый момент, когда депутаты-единороссы тормозят, нивелируют его инициативы и критикуют его подчиненных-министров. Он угрожает репрессиями — в то самое время, когда со всех постов и из страны изгоняются бизнесмены, которым он благоволил, когда за решетку отправляются финансовые менеджеры его любимого детища. После чего возникают подозрения, что первый возведенный в Сколкове дом долго останется единственным строением в чистом поле, которое могло стать полем инновационных чудес.

Нет, Медведев не молчит, он распекает и отчитывает — но не своих обидчиков, а мелких чиновников или заморских воротил. Он сердится, напоминает, что «он здесь начальник», — и это вызывает новые приступы хохота.

Смеемся мы не столько над ним, сколько над собой, над своей недавней иллюзией, что при более просвещенном, как казалось, правителе можно цивилизовать страну, не меняя основ режима. Смешного на самом деле мало. Но, во-первых, это один из видов защитной реакции. А во-вторых, когда Тимакова говорит об обиде на «Димона» — это правда смешно. При всем уважении — не можем удержаться. Особенно перед 1 апреля.

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.