Политика

Юрист, а не политик

12.03.2013
Лилия Бирюкова, Анастасия Корня, Алексей Никольский, Мария Буравцева , Ведомости
Полпред Николай Винниченко внезапно переведен на вновь созданную должность в Генпрокуратуру. Он давно туда просился и не сработался с губернаторами, считают партийцы и эксперты
Винниченко ушел с политической должности вслед за Медведевым Фото: Д. Астахов/РИА Новости

Вчера президент Владимир Путин освободил Николая Винниченко от должности полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) и назначил на этот пост первого замсекретаря Совета безопасности Владимира Булавина (см. врез). Винниченко станет замом генпрокурора — Юрий Чайка уже внес его кандидатуру в Совет Федерации. Как пояснила представитель Генпрокуратуры Марина Гриднева, Винниченко будет курировать «вопросы законности исполнения уголовных наказаний».

Вакантных должностей замов в Генпрокуратуре не было — утвержденный указом президента перечень должностей предусматривает, что у генпрокурора 14 заместителей, включая первого зама и военного прокурора. Если верить сайту ведомства, все эти должности заняты. Но, как разъяснили в пресс-службе ведомства, в соответствии со ст. 17 закона о прокуратуре генпрокурор может сам корректировать структуру ведомства в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда. Если потребуются изменения в нормативные акты, то они будут внесены, говорит пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Переход Винниченко в силовые структуры ожидался давно — еще во времена его полпредства в Уральском федеральном округе ждали назначения в СКР, говорит человек, близкий к администрации президента. А собеседник, близкий к полпредству СЗФО, утверждает, что переход в Генпрокуратуру начал обсуждаться еще в мае, однако процесс затянулся, поскольку было необходимо подыскать человека на место полпреда.

Тем не менее, по словам одного из депутатов Госдумы, для Винниченко перевод в Москву был внезапным — у него на следующей неделе была запланирована встреча с депутатами от регионов округа. А источник в прокуратуре отмечает, что должность ему искали впопыхах и даже не сразу определили направления, которые он будет курировать.

Полпред в СЗФО никогда не работал с бизнесом сам, этим занимался его аппарат, но экс-полпред Илья Клебанов хотя бы появлялся на значимых мероприятиях и был публичным лицом, Винниченко же и вовсе практически не появлялся в публичном пространстве, говорит менеджер одной из иностранных компаний.

Винниченко при всей кажущейся мягкости достаточно жесткий в своих решениях человек: он гнет свою линию, но без лишнего шума, говорят единороссы из регионов СЗФО. По словам одного из них, у Винниченко, вероятно, не со всеми губернаторами округа отношения были простыми, поговаривали о противоречиях с губернаторами Петербурга и Псковской области Георгием Полтавченко и Андреем Турчаком. Винниченко и после ухода своего однокурсника Дмитрия Медведева из Кремля проводил жесткую линию, как если бы он оставался представителем первого лица, говорит близкий к Кремлю собеседник, но, с другой стороны, не скрывал, что хотел бы работать в Генпрокуратуре — и, возможно, занять пост генпрокурора, что маловероятно.

Винниченко был человеком Медведева и его влияние с уходом того с поста президента окончательно ослабло, его отставка была вопросом времени, уверен один из петербургских депутатов. Собеседник в окружении Винниченко подтверждает, что уход был неизбежен, он не политик по натуре, однако, хотя формально назначение в Генпрокуратуру можно считать понижением, с учетом незначительного влияния экс-полпреда в регионе это скорее приобретение.

Винниченко юрист, был практикующим прокурором, поэтому для него это назначение можно назвать удачным, полагает председатель комиссии Общественной палаты по региональному развитию Леонид Давыдов, он попал в ту отрасль, которая ему по душе. «Не думаю, что своей карьерой Винниченко обязан исключительно Медведеву», — говорит Давыдов. Высокие прокурорские должности он занимал, когда Медведев не был еще президентом, согласен политолог Евгений Минченко.

Решение о назначении на освободившийся пост Булавина говорит о желании Кремля усилить силовой компонент в федеральной политике на Северо-Западе и одновременно снизить напряженность во взаимоотношениях с элитами регионов округа, считает член высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов.

Связаться с пресс-секретарем Полтавченко и пресс-службой полпредства не удалось.

Комментарии: