Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

Почему оппозиция провалилась на выборах

16.10.2012
Мария Железнова , Ведомости
Парламентская оппозиция ухудшила показатели по сравнению с выборами в Думу, а внесистемная — получила считанное число мандатов. Не согласным с властью не удалось сформулировать новую повестку, объясняют эксперты

Одно место в горсовете Барнаула у «РПР-Парнаса», по одному — в гордумах Ярославля, подмосковного Электрогорска и свердловского Берёзовского; четыре в Первоуральске под Екатеринбургом у «Яблока» — таковы главные победы непарламентских оппозиционных партий на региональных выборах 14 октября. Средняя доля «Яблока» в пяти регионах, где партия участвовала в выборах в заксобрания, составила, по подсчетам «Ведомостей», 1,2%, в пяти кампаниях в городские собрания — 3,3%.

Не сыграла и ставка на формирование коалиционных списков оппозиции: списки «Яблока» и «РПР-Парнаса» формировались с участием представителей «Демвыбора», в большинстве регионов выдвигался список той партии, местное отделение которой было сильнее. Договоренности не уберегли партии от конфликта на локальном уровне: в Первоуральске партии не поделили популярных в городе кандидатов, которые предпочли «Яблоко», в итоге РПР подала в суд, требуя снять с выборов список «Яблока», однако получила отказ, а на выборах набрала менее 1%.

Единственный кандидат «Яблока» в губернаторы — Андрей Пономарев в Брянской области — даже подыграл кандидату власти, единороссу Николаю Денину, сняв свою кандидатуру с выборов, за что впоследствии был исключен из партии. Другой потенциально сильный кандидат «Яблока» — лидер химкинского отделения партии Игорь Белоусов, по собственному желанию выйдя из партии и зарегистрировавшись как самовыдвиженец, также призвал голосовать за кандидата партии власти Олега Шахова, который и выиграл выборы.

Вопреки ожиданиям, участие оппозиционных партий в выборах не смогло мобилизовать их электорат: явка в тех регионах, где они выставили своих кандидатов, была, как правило, невысокой. Так, в Барнауле на участки для голосования пришло всего 17,6% избирателей. В Саратовской области, где список «РПР-Парнаса», как и в Барнауле, возглавлял сопредседатель партии Владимир Рыжков, явка была значительной — 47%, но сработал мощный административный ресурс, считает лидер «Демвыбора» Владимир Милов, чьи сторонники шли на выборы по списку «РПР-Парнаса». Нельзя списывать поражение только на административный ресурс: на избирательные участки пришли не все сторонники оппозиции.

В регионах накопилось разочарование от выборов как института, их не считают эффективным способом донести свое мнение до власти, объясняет член бюро «РПР-Парнаса» Константин Мерзликин.

По мнению Мерзликина, лидеры партии узнаваемы, но бренд РПР молод, люди не идентифицируют с ним определенную систему ценностей.

Успешно выступить в маленьких городах «Яблоку» помогли в том числе наблюдатели, полагает лидер партии Сергей Митрохин: там легче контролировать чистоту выборов. Но там, где ставки были высоки, не помогло и большое число наблюдателей, сетует Григорий Мельконьянц из ассоциации «Голос». Эффекта от жалоб на нарушения не было. Как сообщил председатель Мособлизбиркома Ирек Вильданов, все поданные наблюдателями в Химках жалобы были отклонены, информация о нарушениях не подтвердилась.

Внесистемная оппозиция оказалась не готова к выборам, за год существования она так и не смогла предложить четкой и внятной программы — за исключением Барнаула и Химок, заявил замсекретаря генсовета «Единой России» Андрей Исаев.

Непримиримая оппозиция шла на выборы, чтобы продолжить обличать власть, а это не тот позыв, который выводит электорат на участки, проигрыш был предсказуем, уверен политолог Евгений Минченко, системная оппозиция также провалилась, получив на региональных выборах меньше голосов, чем на парламентских в декабре 2011 г.

Проходной барьер на выборах в заксобрания во всех шести регионах, где были выборы, преодолела только КПРФ; «Справедливая Россия» получила места в четырех, ЛДПР — в двух. КПРФ вела пассивную кампанию, в ЛДПР почивают на лаврах второй партии власти, эсеры перестали быть единственной «непротивной партией» — поводов для особых успехов ни у кого не было, заключает Минченко. 

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.