Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

Есть и не такие партии

18.07.2012
Виктор Хамраев, Кристина Мирошниченко, Оксана Ольшевская, Анна Новгородова, Софья Самохина, Сергей Горяшко , Коммерсантъ
Многопартийность не гарантирует конкуренции
Лидер возрожденной ДПР Андрей Богданов уже собрал пятерых новичков в совет и готов координировать работу двенадцати новых партий//Фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ

Новые партии, которых форсированными темпами регистрирует Минюст, уже начали объединять усилия, чтобы потеснить, а потом и заменить в политическом пространстве партии старые. Пятеро новичков создадут сегодня координационный совет. Старые партии считают новичков спойлерами, задача которых под видом конкуренции всячески мешать реальной оппозиции. В экспертном сообществе тоже полагают, что большинство новичков станут спойлерами, поскольку многопартийность возрождается так, чтобы не порождать в стране реальной политической конкуренции.

За три с половиной месяца, в течение которых действуют облегченные правила для создания партий, Минюст уже зарегистрировал 25 организаций. В очереди — еще порядка 170. Все 25 партий уже вправе участвовать во всех выборах, которые пройдут в октябре этого года в регионах (наряду с семью старыми партиями). Пять новичков объявят сегодня о создании координационного совета. В него войдут Демпартия России (ДПР), Социал-демократическая партия России (СДПР), Коммунистическая партия социальной справедливости (КПСС), партия "Союз горожан" и Народная партия России (НПР).

Собрала их ДПР, которая считает себя старейшей партией, так как возникла в начале 90-х и имела фракцию в Госдуме первого созыва. В 2005 году ДПР возглавил политтехнолог и ветеран ДПР Андрей Богданов, работавший в консалтинговой корпорации НОВОКОМ. В 2008 году ДПР влилась в "Правое дело". В феврале этого года Андрей Богданов ДПР возродил, а затем стал оказывать услуги инициаторам других проектов. "Мы помогаем в регистрации десяти организациям",— заявил "Ъ" лидер ДПР. Он рассчитывает, что число партий в координационном совете расширится до 12.

По его словам, совет, хоть и создается ради совместного участия в выборах, "будет носить чисто технический характер: интересы друг друга в политике партийцы лоббировать не собираются, потому как партии разные". К техническим он относит, в частности, совместную борьбу "за доступ к телеэфиру и участие членов новых партий в формировании избирательных комиссий разного уровня". Если усилия не помогут, то лидер ДПР не исключает, что члены совета "воспользуются другими методами" — например, бойкотом выборов. Однако он считает, что новые партии смогут "догнать и перегнать" старожилов.

Новички претендуют не только на место в политическом пространстве, но и на квадратные метры московской недвижимости. Так, Андрей Богданов считает необходимым возродить российский общественно-политический центр (РОПЦ), существовавший в 90-е годы в здании, где в советские времена размещался ЦК ВЛКСМ. РОПЦ "с залами для пресс-конференций и проведения заседаний высших руководящих органов был бы очень удобен для новых партий", полагает лидер ДПР. Более того, возрождение РОПЦ, надеется он, "станет подсказкой для власти: необходимо разогнать все сидящие там организации".

Не исключено, что власть воспользуется подсказкой. "Сидящая там организация" — это фонд "Индем" ("Информатика для демократии"), который регулярно получает зарубежные гранты и в соответствии с последними новациями в законах об НКО может войти в число "иностранных агентов". Президент фонда "Индем" Георгий Сатаров (один из основателей РОПЦ, помощник президента Бориса Ельцина в 1994-1997 годах) заявил "Ъ", что его фонд действительно занимает помещения РОПЦ, но предложение лидера ДПР, по его мнению, это "просто точка зрения, на которую тот имеет право".

Но о каких бы претензиях ни заявляли новички, старые партии видят в них не полноценных политических игроков, а спойлеров. Та же ДПР в нулевые отличалась тем, что затевала публичные дискуссии о "печальной судьбе демократии в России" исключительно в ходе предвыборных дебатов, но выбирала себе в оппоненты исключительно СПС и "Яблоко", а не партию власти. Лидер вошедшей в координационный совет СДПР Виктор Милитарев участвовал в попытках создать такую партию еще в 90-е годы. Теперь он достиг пока лишь одного: лишил Михаила Горбачева возможности зарегистрировать партию с таким же названием.

Есть среди новичков партия "Молодая Россия". "Это соратник "Наших", партия-спойлер",— заявил "Ъ" сопредседатель Республиканской партии народной свободы Борис Немцов (с 1998 года возглавлял движение "Россия молодая", которое в 2001 году влилось в партию СПС). Задача спойлеров, по его мнению, "не выиграть выборы, а устраивать провокации против оппозиции, не привлекать электорат, а заниматься черным пиаром".

Среди левых новичков зарегистрирована не только КПСС, но и партия "Коммунисты России". Они уже "лет десять пытаются противостоять КПРФ, но не могут добиться никаких серьезных результатов", заявил "Ъ" секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов. Он уверен, что на левом фланге "спойлеры необходимы власти, потому что КПРФ становится все более опасным соперником". Но бороться "с двойниками" КПРФ не собирается. "Слишком много чести для них",— полагает член ЦК, по прогнозу которого новые коммунисты способны получать на выборах "около процента".

Задача спойлеров в том и состоит, чтобы, "не набирая процентов, всячески мешать набирать их другим", заявил "Ъ" эксперт фонда "Индем" Юрий Коргунюк. А в нынешней ситуации спойлером может стать любая новая партия, потому что "смягчения правил их регистрации еще не создает конкурентной среды в политике". Конкуренцию обеспечивают правила проведения выборов. А они, по мнению эксперта, не изменились, хотя партии уже освобождены от необходимости собирать подписи граждан для участия в выборах. За избиркомами сохранено достаточно полномочий, чтобы по формальным причинам "снять любую "неправильную" партию, а "правильную" оставить, чтобы она получила свой один процент".

Но "технология спойлеров" доступна не только партии власти, заявил "Ъ" гендиректор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Новые партии, по его словам, становятся привлекательными для представителей бизнеса в регионах, у которых не сложились отношения с правящей партией, а поддержка крупной оппозиционной партии дорого обходится и чревата последствиями. "Создание своей партии сейчас обходится намного дешевле, а если укрепить ее яркой личностью с "хорошей легендой", то можно получить хороший результат на выборах",— считает эксперт. 

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.