Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

Совет по правам человека при президенте объявил кастинг

16.07.2012
Валерия Хамраева , РБК daily
Прием заявок на членство в Совете по правам человека при президенте (СПЧ) начался вчера и продолжится в течение месяца. По новым правилам любой пользователь Интернета сможет решить, нуждается ли совет в том или ином участнике (сейчас в СПЧ 13 свободных мест). Впрочем, эксперты сомневаются в эффективности обновленного совета, ждут в нем людей, лояльных Кремлю, и спрашивают, как голосование защитят от накруток.

Согласно процедуре ротации, которую продумали сами правозащитники, прием анкет-заявок на членство в совете продолжится месяц. За это время зарегистрированные НКО, уполномоченный по правам человека в России и по регионам, а также члены совета смогут выдвинуть кандидатуры в нескольких категориях деятельности организации. Претендовать на членство в СПЧ смогут граждане России старше 21 года, работавшие по соответствующей номинации не менее трех лет.

Начиная с 15 августа рабочие группы совета в течение 15 дней рассмотрят, соответствуют ли поданные анкеты установленным требованиям, и разместят список кандидатов на официальном сайте СПЧ. Любой пользователь Интернета сможет анонимно высказаться один раз по каждой из номинаций. По итогам консультаций и с учетом мнений рабочих групп Михаил Федотов представит Владимиру Путину не менее трех кандидатов в каждой категории. Впрочем, право утверждать членов совета осталось за самим президентом.

Таким образом, новый состав совета станет известен только осенью. Как сообщил РБК daily глава СПЧ Михаил Федотов, сейчас «нет никаких предположений о том, кто может войти в состав СПЧ, и они не появятся раньше октября». Новая система ротации была продумана СПЧ в июне, когда многие из его членов объявили о своем выходе. По задумкам оставшихся в СПЧ правозащитников, такой механизм ротации должен отражать стремление к большей прозрачности и эффективности организации. В то же время эксперты уверены, что правозащитники, которые хотят заниматься своей деятельностью полномасштабно, не будут стремиться к членству в СПЧ.

«Люди с большим социальным опытом работы и взаимодействием с властью сейчас лучше, чем когда-либо, понимают, что главное стремление власти — как можно сильнее сузить свободу действий гражданских активистов и связать им руки», — отмечает независимый политолог Дмитрий Орешкин, покинувший СПЧ в мае. Именно поэтому, по его словам, эксперты, которые действительно хотят помочь гражданам, могут идти в совет только в том случае, если они занимаются очень узкой, желательно неполитической деятельностью. Впрочем, эксперт отмечает, что любая деятельность в конечном счете становится политической. «Я с очень большим уважением отношусь к членам совета и его председателю, но думаю, что большинство претендентов пойдут туда по просьбе начальства, чьи интересы и будут представлять, что еще больше сузит возможности тех, кто находится там для защиты граждан», — отмечает г-н Орешкин.
«Вся эта возня вокруг совета выглядит недостойно, с учетом того что за последнюю неделю был принят пакет законов, ущемляющих права человека, — и об НКО, и о клевете, но ни одна из поправок совета не была учтена», — отмечает бывшая глава СПЧ Элла Панфилова.

«Думаю, что Совет по правам человека будет наполнен более лояльными к Кремлю фигурами», — отмечает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. Впрочем, эксперт сомневается в эффективности введенного механизма ротации. «Такая система как минимум даст обоснование того, что люди сами выбрали состав совета, а он не был назначен сверху, но ведь окончательное решение принадлежит президенту, кроме того, не очень понятно, как эта система голосования через Интернет предохраняет от накруток», — отмечает он.

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.