Политика

Писатели реабилитировали протест

14.05.2012
Николай Осипов , Вести ФМ
Писатели проверили московскую полицию, а заодно и самих себя.
Борис Акунин

Недавняя контрольная прогулка по улицам Москвы пока остается самым безопасным форматом протеста. Правда, по мнению некоторых наблюдателей, не самым эффективным. Инициаторы акции убедились, что подобные мероприятия вовсе не обязательно согласовывать с властями и доказали, что протесты все еще могут заканчиваться без конфликтов с полицией. Итоги экспериментальной прогулки - в материале корреспондента радио "Вести ФМ" Николая Осипова.

Жужжащий поток людей, время от времени всплески аплодисментов, адресованные писателям, которые вышли к народу. По замыслу - это протестная акция, по содержанию - скорее, встреча авторов с аудиторией. Бориса Акунина часто спрашивали не о политике, а о его произведениях и экранизации "Шпионского романа".

Читательница: Шпионский роман - так и было, в начале войны?

Акунин: Между нами, пока никто не слышит... Все выдумал.

Читательница: То есть все неправда.

Акунин: Может и правда, но все выдумал.

Попутная раздача автографов и интервью при абсолютном отсутствии помех со стороны полиции, которой почти не было видно, казалось, вернули утраченное после недавних беспорядков на Болотной ощущение равновесия. Писатели довольны. На следующий день в телефонном разговоре с нами Борис Акунин соглашался - претензий никаких: "Полиция, надо сказать, в отличие от предыдущих дней, вела себя безупречно: она делала так, чтобы людям было удобно, и это уже большой сдвиг между гражданским общество и властями", - сказал Акунин.

Инициаторы прогулки изначально говорили, что хотят протестировать поведение полиции, но на самом деле, это еще и был тест для самих протестующих - могут ли они выйти на улицу и уйти с нее без скандала, без драк, без конфликта. Как это было на самом первом болотном митинге. Оказалось, могут, особенно, если в рядах активистов много творческой интеллигенции, которая считает деятелям культуры вполне по силам политика. Поэт, журналист, соучредитель Лиги избирателей Дмитрий Быков, наверное, впервые со времен зимних протестов остался доволен мероприятием.

"Я не разделяю политику и культуру, мне кажется, что и то, и другое концентрированное выражение нравственности. Все политика и все культура. Это имело отношение к политике в том смысле, что люди отстаивали свое право гулять по своему городу, это имело отношение к культуре в том, что гуляли писатели, все это вместе имеет отношение к духовной стороне жизни, которая равно состоит из политики, культуры, иронии, масс-медиа и всех человеческих чувств", - сказал Быков.

Правда, в политическом смысле в таких протестах есть существенный изъян, считают некоторые наблюдатели. Эмоционально акция весьма эффективна, но вот ее результативность сомнительна. Возможно как раз из-за слишком сильного смешения политики, культуры и всего прочего. Они теряют конкретику, теряют политические цели, полагает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов.

"Прогулки, которые происходят в Москве сейчас и брожение на Чистопрудном бульваре - это, скорее, шаги в сторону то формирования новых партийно-политических структур, поэтому мы оказываемся еще дальше от этой цели. На мой взгляд, сегодня оппозиции не хватает именно сильных партий, которые бы составляли сильную конкуренцию не только партии власти, но и старой оппозиции", - сказал Ремизов.

Для политических стратегов такие акции, конечно, не являются главным и основным методом борьбы. Они воспринимаются лишь как вспомогательный инструмент. Но именно сейчас очень необходимый. Поскольку после столкновений на Болотной протестное движение потеряло какую-то часть своих сторонников, которые заподозрили, что их просто используют.

В некотором смысле произошла передозировка политическим азартом. Ряд лидеров посчитал, что спокойно встречаться и расходиться недостаточно, нужно что-то более яркое, скандальное и запоминающееся. В этом смысле литературные прогулки, конечно, проигрывают конфликтным сценариям. Зато они реанимируют моду на протест, а это сейчас очень нужно тем, кто причисляет себя к протестному движению, рассуждает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

"Поскольку все равно у оппозиции сейчас кризис жанра, то здесь главное, на самом деле, не столько даже то, что акция прошла и насколько она была активно освещена СМИ, сколько то, что после всех событий удалось вернуть интерес к протестным акциям как таковым, и тут уже форматы не принципиальны. Важно для оппозиции и то, что удалось вдохнуть немного энергетики в, казалось, уже выдохшийся протест", - сказал Минченко.

Контрольная прогулка стала своего рода реабилитацией протеста, правда реабилитировать его пришлось не политикам, а писателям. Акунин, Быков и другие творческие люди на какое-то время, казалось, сошли со сцены, отдалились от Болотной, уступив место Удальцову, Навальному и Немцову. Но теперь вернулись, и вместе собой вероятно вернув солидную часть людей, предпочитающих именно такой формат протеста, продолжает Михаил Ремизов.

"Для части московской политизированной среды - это просто определенная форма жизни, это возможность заявить о своем несогласии с происходящим, не беря на себя никакой серьезной политической ответственности повидаться с большим количеством знакомых, почувствовать себя в определенном модном протестном политическом тренде. С этой точки зрения есть определенные перспективы, особенно пока лето, хорошая погода, хотя, как мы помним, и в морозы выходили люди, но тогда были более серьезные политические стимулы между двумя избирательными кампаниями", - полагает Ремизов.

Новый формат оказался вполне жизнеспособным, но как еще ранее замечали наблюдатели, абсолютно не прибавил очков протестному движению, которое, по сути, вернулось к тому, с чего начинали еще на зимних митингах, когда точно так же учились объединяться, организовываться, формулировать требования и проверяли реакцию власти. Но все это, в итоге, неизбежно приведет к еще большему расслоению среди протестных лидеров - они могут поделиться на тех, кто хочет ускорить события любыми методами и боится, что движение окончательно замрет, и на тех, кто, как в данном случае, будет возвращать потерянный смысл всему происходящему, но без претензий на быстрый результат и политические дивиденды.

Комментарии: