Политика

Правый демарш

14.05.2012
Георгий Филин , Наша Версия
Националисты объединяются и готовятся к революции
Русские националисты решили встречаться в Белоруссии, где и своих правых достаточно//Фото: ИТАР-ТАСС

Националисты готовятся взять власть в свои руки, и отнюдь не парламентским путём. Руководитель объединения «Русские» Дмитрий Дёмушкин недавно заявил, что правым оставили «только один путь к власти – революционный». И хотя один из «вождей» национал-патриотов сразу оговорился – мол, эти слова не следует считать призывом к государственному перевороту, – обманываться не стоит. «Революционный путь» отнюдь не предусматривает громких побед на выборах. Между тем партийное строительство у националистов в самом разгаре. После вступления в силу президентских поправок в закон «О политических партиях» сразу несколько правых партий обратились в Минюст за регистрацией.

Несмотря на обещанные «сверху» послабления в партстроительстве, лидеры российских правых предпочли провести съезд не у себя на родине, а в союзной Белоруссии, причём даже не в Минске, а в городе Глубокое Витебской области. По словам Дмитрия Дёмушкина, правые опасались, что в России съезд могли сорвать. Истинные причины, по слухам, были совсем другие – ниже мы о них скажем. Ведь не помешали же Владимиру Тору и Константину Крылову провести в Москве учредительный съезд Национал-демократической партии.


…разница двух объединённых правых структур заключена только в символике. У «Русских» она решена в цветах имперского чёрно-жёлто-белого флага (от которого в своё время открестились русские черносотенцы), а у национал-демократов – в красно-белой гамме…


Так или иначе, на своём белорусском съезде «Русские» сформировали оргкомитет будущей партии и озвучили решение подать в Минюст документы на регистрацию. Формально на сегодняшний день «Русские» представляют собой крупнейшую структуру националистов, которая, по словам Дёмушкина, объединяет «все силы, начиная от национал-социалистов и скинхедов и заканчивая имперцами и национал-патриотами». На съезде говорили и о перспективах прихода к власти. Лидер правых высказался следующим образом: «Естественно, я не призываю к государственному перевороту. Но если вы создали политическую организацию и говорите, что ваша цель, как и у любой политической организации, прийти к власти, а вам говорят, что единственный механизм прихода к власти через партию для вас недоступен, возникает вопрос: как такую цель воплотить? Других способов никто не придумал, кроме революции и выборов».

Объединяться русские националисты стали примерно год назад, с появлением первых слухов о грядущем послаблении в регистрации. Те же «Русские» создавались в мае прошлого года на базе запрещённых Славянского союза Дёмушкина и Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) Белова. Целью создания «Русских» провозгласили «содействие всеобщей этнополитической русской солидарности, а как максимум установление власти национального правительства и провозглашение русского национального государства». Тогда же впервые договорились об объединении лидеры Русского общественного движения и Русского гражданского союза Тор и Крылов. По большому счёту разница двух объединённых правых структур заключена только в символике. У «Русских» она решена в цветах имперского чёрно-жёлто-белого флага (от которого в своё время открестились русские черносотенцы), а у национал-демократов – в красно-белой гамме.

Объединительный процесс – процедура затратная. Ходят слухи, что в Витебскую область русских националистов судьба забросила по той причине, что стоящие за организацией финансовые структуры имеют белорусское происхождение – в России желающих спонсировать Белова и Дёмушкина не нашлось. А белорусские бизнесмены поставили условие: чтобы процесс происходил у них на глазах. Так это или не так, но на прямой вопрос «кто платит?» националисты отвечают уклончиво – мол, существуем на взносы и пожертвования.

Инициативу Дмитрия Медведева упростить порядок регистрации партий националисты, естественно, одобряют. «Раньше нам не оставляли никаких шансов, – поясняет Дёмушкин. – Нам фактически говорили: «ребята, готовьте восстание, революцию, государственный переворот», потому что это единственный механизм, который мы вам оставляем для прихода к власти. Не можете подготовить государственный переворот – готовьте Манежную площадь. Де-факто это был посыл обществу такой, что беседовать с нами смысла нет». Поэтому «приглашение к беседе» в виде послаблений в регистрации со стороны президента Дмитрия Медведева националисты одобряют. Не одобряют другое – тон беседы, предложенный Владимиром Путиным. А именно в этом тоне новый глава государства, по всей видимости, и намерен общаться с националистами.

Путин фактически высказался за запрет националистических партий и выступил против поправки в Конституцию о «государствообразующем русском народе». На этом все дальнейшие планы националистов могут пойти прахом. Придётся возвращать деньги кредиторам, да только денег-то уже нет. А для того, чтобы дотянуться до должников, «длинные руки» кредиторам не понадобятся – вот она, Белоруссия, – рядом. Оттого и реакция на слова Путина у националистов слишком болезненная. «Я разочарован нашим президентом, – заявил Дёмушкин. – То, что Путин считает, что придание «русским» государствообразующего статуса не нужно и вредно, ставит крест на моей работе». И дальше Дёмушкин объясняет: «…фактически это запрет на профессию политика… Но националистам заведомо не оставляют никаких возможностей».

Между тем Владимир Путин предельно чётко объяснил, почему он не стал бы давать националистам слишком много воли. «Нам важно не допустить того, чтобы у нас возникали партии по религиозным принципам, по национальным, по региональным, – объяснил свою позицию избранный президент России. – У нас очень сложно устроенная федерация… Надо внимательно следить, чтобы у нас не возникало таких партий, которые вели бы к сепаратизму, национализму и т. д. У нас же не мононациональное государство. У нас сложноустроенная федерация».

Но в том-то и дело, что националисты и не настаивают на федеративном устройстве России, да и вообще на территориальной целостности страны. Об этом они не кричат на всех перекрёстках, вербуя в свои ряды доверчивых граждан, но об этом много говорится на разнообразных семинарах, в которых принимают участие правые лидеры. Между собой они уже договорились, что страна под их руководством распадётся на несколько государств. В Иркутске будут править сибирские националисты, в Екатеринбурге – уральские и так далее. Лозунг «разделяй и властвуй» пришлось взять на вооружение из-за того, что националистические движения в регионах ещё и сепаратистские. Об этом сами националисты предпочитают помалкивать, но это именно так. Таким образом, целью правых является не только насильственный приход к власти, но и в перспективе – распад страны.

Принято считать, что политический вес националистов у нас переоценивается и никакой реальной угрозы для страны они не представляют. Политолог Евгений Минченко, к примеру, уверен, что нынешние правые никогда не объединятся: «Лидеров много, а харизматиков среди них нет, само движение слишком разрозненно, и остаётся оно таковым на протяжении двух десятилетий. Кроме того, правое движение перенасыщено провокаторами и агентами спецслужб». По мнению Минченко, изменить ситуацию может только появление яркой фигуры. Но в том-то и дело, что объединительные процессы уже запущены: сформированы национал-демократы и «русские» и предварительно договорились о создании единой структуры руководители «Славянской силы», РОДа и общества «Память». Трём крупным структурам найти общий язык будет намного проще, нежели десятку мелких.

Писатель Максим Калашников, долгое время изучавший «болевые точки» русского национализма, также пришёл к выводу, что объединение правых на сегодняшний день невозможно. Причину он называет такую: в правом движении сосредоточены непримиримые течения, такие как национал-социализм, православный монархический национализм, национал-демократия и даже национал-коммунизм. В таком виде, по мнению Калашникова, «русский национализм недееспособен, хотя и крайне востребован социумом». Если бы – в перспективе – в стране появилась бы партия, совмещающая идеи национализма с идеями социализма, то она могла бы взять на выборах 50% голосов. Но в том-то и дело, что такой партии нет, и её появление не предвидится. Не в последнюю очередь потому, что «националисты патологически склочны и без конца ссорятся друг с другом».

Но это взгляды со стороны. Изнутри процесс правого партстроительства выглядит более перспективным. По мнению одного из лидеров «Русских», Александра Белова, «у националистов есть шанс объединиться в одну партию». Происходить это будет примерно так: «после регистрации нескольких партий, ближе к выборам, путём проведения «праймериз» по узнаваемости и популярности, можно будет на основе одной партии сформировать список на выборах в местные советы или региональный парламент». 

Комментарии: