Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

Осенью разразится экономический кризис, а за ним – и политический. Все только начинается

06.03.2012
Александр Задорожный, Альбина Золотухина, Вероника Завьялова , РИА Ура.Ru
Теперь возможны два принципиальных сценария: мягкая консервация/либерализация правил политической игры – или их стремительный демонтаж и создание новых
В России август - время больших испытаний

Сторонники первого сценария указывают на сильную позицию Владимира Путина, подтвержденную вчера. Приверженцы второго – на недопустимую половинчатость заготовленных властью политических реформ и протестный потенциал второй волны экономического кризиса. Момент истины наступит осенью, считают эксперты «URA.Ru». Подробности – в нашем материале.

Политический и экспертный истеблишмент разделился на два лагеря. Первых условно назовем эволюционистами. К таковым отнесем сенатора, лидера единороссов Курганской области Сергея Лисовского. По его мнению, после выборов президента политические реформы будут развиваться в рамках, ранее обозначенных Дмитрием Медведевым. «Единая Россия» как партия парламентского большинства вряд ли подвергнется капитальной реконструкции – разве что появятся новые лица (и этот процесс, подчеркивает сенатор, уже пошел: достаточно припомнить свежих депутатов Госдумы, избранных, в том числе, по линии Народного фронта). Те же самые процессы, считает Лисовский, будут постепенно происходить и в стане оппозиции.

Политолог, профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев даже полагает, что Владимир Путин, особенно с учетом результатов президентских выборов, постарается «заточить» систему под себя – сохранив, а то и усилив «президентский фильтр» на выборах губернаторов. «Верховная власть, и ее можно понять, не желает повторения ситуации, когда на управление тем или иным регионом претендовали выходцы из криминала или откровенные «клоуны». Или когда при дележе власти в кавказских республиках одна национальность идет стенкой на другую, - объясняет Матвейчев. – В настоящее время «поправки Медведева» отданы на рассмотрение в региональные парламенты. Поэтому процесс согласований, поиска «золотой середины» затянется. Если законопроекты будут приняты к лету – будет хорошо». (Вместе с тем депутат Госдумы Валерий Гартунг сообщил «URA.Ru», что законопроекты, скорее всего, будут приняты к маю, до инаугурации Путина, а председатель законодательного комитета федерального парламента Павел Крашенинников не исключил, что выборы губернаторов вернутся в политическую реальность уже осенью этого года).

Что до «Единой России», то, считает Олег Матвейчев, если ей хочется сохранить поддержку половины избирателей, придется пройти через ребрендинг, создать «лифты» для новых политиков, программ, технологий. Но сохранить монолит партийных рядов. Оппозиция же, на время объединившаяся на волне «Болотной и Сахарова», предвещает политолог, напротив, разбежится по разным «политическим квартирам»: координатор «Левого фронта» Сергей Удальцов, возможно, предпримет попытки вырвать КПРФ из рук Геннадия Зюганова, Константин Крылов начнет строить одну из многочисленных националистических партий, Владимир Рыжков и Алексей Кудрин, вероятно, сольются с Михаилом Прохоровым…

«Сейчас оппозиции нужен какой-то поствыборный аккорд. Не исключаю, что собравшиеся на Пушкинской или в другом месте и в другое время попрутся на Кремль, там им дадут по носу – западным телевизионщикам этого будет достаточно для «картинки». Ну, максимум – полиция применит водометы и слезоточивый газ. Ничего более страшного никому не нужно и не произойдет. Дальше продолжится рутина, перманентное изменение политической конструкции», - предсказывает Олег Матвейчев. (Кстати, по мнению Валерия Гартунга, одним из этапов изменений может быть приглашение представителей оппозиции в новое правительство. Валерий Карлович считает, что «кадровые изменения коснутся сферы обороны, образования и медицины, Павел Крашенинников уверен, что обновится до половины правительства).

Примерно таких же воззрений придерживается политолог, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко: «поправки Медведева» постараются выхолостить, даже если на время соберется новая «Болотная»; волна протестов вскоре схлынет, оппозиция разбежится; ЕР дробить не станут, но подвергнут ребрендингу, например на базе ОНФ.

Все это время «Единая Россия», по сути, не была партией с ярко выраженной идеологической окраской. Она была инструментом для проведения реформ, объединяла людей, нацеленных на один результат, но не на базе общих идеологических ценностей. Я думаю, что в ближайшее время появится более содержательная партия, - надеется депутат Госдумы от ХМАО, единоросс Павел Завальный. - Что касается решений по регионам, думаю, что продолжится реформа по децентрализации власти, при этом будет усилена роль муниципальных властей. Это будет отражаться в том, что вернутся выборы мэров. Путин также продолжит бюджетную реформу, которая отразит интересы городов. Уже создана спецкомиссия, которую возглавил Хлопонин, и к лету должны быть представлены предложения по оптимизации бюджетных отношений».

Другой лагерь представляют заметные лица оппозиции, в том числе те, что входили в оргкомитет «Болотной и Сахарова». Они настроены решительно. Поэт и писатель Дмитрий Быков заявил «URA.Ru», что «поправки Медеведева» имеют маскировочный характер и больше предназначены для обспечения эффектного финала медведевского президентства, нежели для реальной демократизации страны. «Никаких политических реформ не предполагается», - поделился Дмитрий Львович.

Отсюда – почти мичуринский тезис: «Мы не можем ждать милостей от власти. Взять их – наша задача». Как? Геннадий Гудков из «Справедливой России» признает: в условиях единороссовской монополии на власть действовать исключительно парламентскими методами бесперспективно. Он не исключает, что активная ответная реакция оппозиционно настроенной «улицы», основной движущей силы преобразований, возникнет уже в эти дни. И это станет испытанием для полиции и военных, стянутых в Москву (в момент разговора с корреспондентом «URA.Ru» Геннадий Владимирович поведал, как буквально на его глазах в самом сердце столицы разворачиваются КамАЗы с военными, вооруженные подразделения дивизии имени Дзержинского).

Похожим образом рассуждает директор Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий. «Система нарушила ею же провозглашенные правила и сделала все, чтобы Путин победил в первом туре. По моим сведениям, эти люди осознают свой «грех» и готовы к конфликту, который может продержаться до 10-15 марта, - полагает Кагарлицкий. – Но одно дело, если на Пушкинскую площадь выйдут 50 тысяч, а если 150 тысяч? А если не только в Москве, но и в других городах? Тогда кремлевские и правительственные «сценаристы» могут утратить контроль за ситуацией и силовым органам (которые, к слову, отличаются от египетских тем, что немонолитны) придется принимать решение: с кем мы? Консолидироваться и брать ситуацию в свои руки, тем самым засталбливая за собой политическую важность и влияние. В связи с этим отмечу, что в последние дни полицейские стали на удивление вежливыми: дружески похлопывают по плечу, извиняются: мол, подождите, переодевшись, мы тоже вольемся в ваши ряды…».

Но более перспективным для продолжения политической борьбы и Гудков, и Кагарлицкий называют не март, а конец лета – начало осени. Когда до России докатится очередная волна экономического кризиса, взлетят цены на энергоносители, коммуналку, продукты, а власть во главе с вновь избранным президентом окажется не в силах выполнять предвыборные обещания. «Народ быстро увидит застой во власти, ее неповоротливость, нежелание и неспособность решить проблемы коррупции, монополизма в экономике, социального неравенства, межнациональных конфликтов. Ее неспособность говорить с народом, идти ему навстречу. Очевидные политические изменения придут вместе с экономическим кризисом. Многие бизнесы уже в состоянии банкротства, и бюджет, между прочим, начинает трещать», - свидетельствует Геннадий Гудков.

Примерно в это же время на политической арене возникнет мощная право-либеральная партия Михаила Прохорова. Предполагается, что, возглавив уличные акции, участвуя в выборах на местном уровне, в выборах губернаторов, новая партия постарается стянуть протестный потенциал общества – настроения, лидеров, людей, программы. «На мой личный взгляд, неплохо, если в наши ряды придут Алексей Навальный, Владимир Рыжков, Алексей Кудрин», - считает видный участник команды Прохорова Евгений Ройзман.

Таким образом, размышляют наши эксперты, к осени этого года вполне может сложиться ситуация, когда через партию Прохорова общество станет организационно выражать свой запрос на политические реформы (низы не хотят), но действующая власть и ее лидер в условиях резкого экономического спада не смогут отказаться от искушения по-прежнему держать политическую систему в законсервированном состоянии (верхи не могут). «Я абсолютно убежден, что они так и не смогут пойти на восстановление выборов Госдумы по одномандатным округам, прямых, непосредственных выборов губернаторов, на возврат графы «против всех» и порога явки, на смягчение закона о собраниях, митингах, демонстрациях и шествиях. Измениться они уже не могут, у меня нет никаких иллюзий на этот счет. Но от перемен уже не убежать. Точка невозврата пройдена, страна уже не станет прежней. А применить силу, силой разорвать узел – это дикость. В общем, я не завидую этим парням, их ждут очень сложные решения», - предсказывает Евгений Ройзман.

При таком раздрае, говорит Борис Кагарлицкий, Владимиру Путину лучше всего будет уйти. «Когда экономика будет диктовать одно, а политические интересы – совсем другое, он уже не сможет выполнять привычную ему роль создателя и гаранта стабильности Системы. А будет назначен «козлом отпущения», главным виноватым. И тут он может сказать: знаете, я уже довольно попахал на галерах, с меня хватит, разбирайтесь сами. А потом возродиться заново: мол, что? Хотели обойтись без меня? Не получилось? Такое развитие событий, конечно, неочевидно. Но давайте дождемся осени», - предлагает Борис Кагарлицкий.

«Все будет зависеть от текущей обстановки. Лично я пока не берусь говорить о качестве и глубине грядущей политической реформы», - сомневается депутат Госдумы от Челябинска, член фракции «Единой России» Олег Колесников, давая понять, что в крайнем случае правящий режим вполне может пойти навстречу ожиданиям радикальных изменений.

«Все только начинается», - резюмирует Евгений Ройзман. 

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.