Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

Сетевые коммуникации

18.01.2012
Евгений Минченко , Актуальные комментарии
Сегодня собирательный образ «человека протестующего» весьма актуален. Во многом этому способствовала современная техника. Хотя составляющих на самом деле много.

Одна из них в том, что сбываются прогнозы, и нас на земле становится слишком много, а ресурсов слишком мало. Второй момент, как я уже сказал, - сказывается технический прогресс. И дело не только в Интернете.

Про Египет говорят: «facebook - революция», но это не так. Мы сделали большое исследование по механизмам революции на Ближнем Востоке, в странах Магриба. В Египте, например, ключевым фактором мобилизации был не facebook, потому что там все-таки Интернет не так уж распространен, а sms-рассылки. Но в любом случае можно говорить, что новые технические действительно позволяют аккумулировать достаточно большие массы людей без наличия формального лидера.

Невозможно сказать, кто лидер движения «Захвати Уолл-стрит» или кто лидер даже Чайной партии в США. Понятно, что там они как-то формально вытаскивают Сару Пейлин. Опять же, очевидно, что она в силу своих личностных возможностей лидером быть не может.

Я думаю, что мы сейчас на самом деле находимся на новом этапе политических технологий. То есть, была эпоха партийных машин, порожденная еще Джозефом Чемберленом-старшим в XIX веке. Потом массовые партийные машины заменила медийная демократия, то есть такие «дубинки», как радио, а потом телевидение.

Была эпоха пиара. А сейчас я даже не знаю, как назвать эпоху сетевой коммуникации. Она еще заслуживает отдельного изучения. Но ее главная особенность – это интерактивность, постоянный обмен, каучсерфинг пресловутый.

Мы сейчас провели большое исследование результатов выборов в Госдуму, и оказалось, что все технологии, которыми пользовалась «Единая Россия» (традиционная кампания «дверь в дверь», прямая реклама, дубинка федеральных телевизионных каналов) в крупных городах это уже не работает, потому что есть большой запрос на интерактивность. Те же агитаторы за «Единую Россию» не намагничены, они не заряжены на это.

Причем, дело не только в Интернете. Просто есть запрос на интерактивность и коммуникацию. Запускается все на самом деле в Интернете, а дальше идет уже по социальным сетям, не в интернетовском смысле, а просто в банальном-многоступенчатая коммуникация. Мы этим летом проводили фокус-группы где-то в далекой провинции, и вдруг дамы за пятьдесят начали выдавать тезисы о «партии жуликов и воров». Мы спрашиваем: «Откуда? Вы Интернетом пользуетесь?». Оказалось, что Интернетом пользуются дети и внуки, с которыми они общаются. Так что, я считаю, что этот анонимный протестующий – это действительно символ новой эпохи. 

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.