Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

У Путина будет свое Сколково

10.05.2011
Андрей Полунин , Свободная пресса
Премьер тоже решил стать модернизатором

Председатель Владимир Путин снова влез в огород президента Дмитрия Медведева. На этот раз он покусился на «святое» – инновации. Оказывается, за информацией о создании Агентства стратегических инициатив (АСИ), о чем Путин вскользь упомянул на межрегиональной конференции «Единой России» в Волгограде, скрывается… дублер проекта Сколково! Об этом сообщает «Коммерсант». Якобы, по планам Белого дома, к 2012 году АСИ может получить статус госведомства, которое возьмет на себя часть функций Минэкономики и Минобрнауки, будет согласовывать работу «инновационных» подразделений в большинстве ведомств и координировать работу ряда научных госпрограмм и федеральных целевых программ (ФЦП).

По словам пресс-секретаря премьера Дмитрия Пескова, АСИ «фактически станет лифтом и для проектов, и для людей, которым немного не хватает для того, чтобы сделать качественный рывок». «Это новая площадка по продвижению интересных и современных проектов, в том числе и прежде всего в социальной сфере», – сказал Песков. По словам самого Путина, у АСИ будет три направления в работе: «новый бизнес» (помощь новым проектам, снижение барьеров для выхода на рынок), «молодые профессионалы» (в рамках этого направления, пояснил Путин, предстоит «заняться созданием системы профессиональных квалификаций») и «отклонение от жестких бюрократических моделей ротации кадров в государственных и частных структурах».

По сути, это выглядит как альтернатива президентской кампании по модернизации, в частности, фонду «Сколково». По слухам, президентская программа модернизации будет задвинута на второй план, тогда как на АСИ к 2012 году сойдутся регуляторные и финансовые потоки – аккурат к президентским выборам.


Что означает эта инновационная «рокировочка», рассуждает директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

«СП»: – Евгений Николаевич, «Сколково» теперь действительно задвинут?

– Я не вижу пересечений АСИ со Сколково. Сколково – это, в первую очередь, проект, связанный с внедрением научных изобретений в бизнесе. Похожую функцию, кстати, играет Российская венчурная компания. Потом, у «Сколково» зафиксирован бюджет, понятны источники финансирования. Поэтому, грубо говоря, невозможно будет забрать деньги у «Сколково» и отдать АСИ. Тем более, у «Сколокова» нет ряда функций, заявленных в премьерском проекте АСИ – например, связанных с кадрами, профессиональной подготовкой, социальными вопросами.

«СП»: – Зачем вообще Путину тема инноваций?

– В последнее время премьер целенаправленно забирает под себя все ресурсы, и выбивает из-под Медведева все его особые темы – за исключением тех, которые, не являются электорально привлекательными. Путин не покушается на нишу Медведева, связанную с его контактами с различными малыми группами, не лезет в органичную для президента тему взаимодействия с либеральной интеллигентской оппозицией. Но все это темы, которые и самому Медведеву не приносят электоральных очков, и Путину бы не принесли. Премьер перехватывает у президента только выигрышные темы.

В этом смысле показательно, что Медведев много говорил об инновациях, но на «Ё-мобиле» к нему приехал Путин, а не наоборот. Думаю, именно этот премьерский поступок вызвал эмоциональную реакцию президента, когда он недавно сказал, что «Сколоково у нас знают очень мало людей». Кстати, после этой фразы Медведев добавил «но и это неплохо», хотя во всех репортажах окончание вырезали. Это тоже интересный момент: стоит задуматься, кто осуществил цензурирование высказывания президента…

Понятно, что «Сколково», которое сегодня на старте, не может ни иметь высокого уровня известности, ни выступать в роли электорального локомотива. А Путин подхватывает проекты, которые реализованы, где есть картинка.

«СП»: – Значит ли это, что есть определенность, что Путин идет в президенты?

– Здесь игра немного другая. Путин показывает, что именно он является носителем тех ресурсов, которые позволяют номинировать кандидата от партии власти в 2012 году. Этим кандидатом может быть и Медведев, но он будет выдвинут так, чтобы было понятно: он выдвинут только с одобрения Путина и высшего слоя элиты. А не в том стиле, в котором недавно Путина вынуждали уйти особо ретивые представители из медведевского окружения: мол, давайте, дедушка, освобождайте место - признайтесь, что Дмитрий Анатольевич идет на второй срок, расслабьтесь и получите удовольствие.

«СП»: – В ответ Путин расслабляться не стал?

– В ответ он показал те реальные рычаги, которыми сегодня владеет.

«СП»: – В чем логика такой демонстрации?

– Она достаточно понятна. Путин никуда уходить не собирается. Кто бы не рассказывал, что Путин спит и видит, как ему поскорее куда-нибудь уехать, – уезжать некуда. Последние события на Ближнем Востоке и Северной Африке четко показывают: нет отходных маневров, как только ты теряешь власть – ты теряешь все.

Думаю, Владимир Путин в том или ином качестве планирует оставаться во власти максимально долго. Как он будет называться при этом – неважно. Повторюсь: кандидатом в президенты в 2012 году может быть и Медведев, но сценарий Путина – только с его благословения.


Другое мнение

Алексей Макаркин, первый вице-президент Центра политических технологий:

– Не думаю, что «Сколково» потеряет статус одного из приоритетных проектов. Другое дело, будет ли «Сколково» теперь единственной инновационной площадкой. С самого начала шли разговоры, что научный потенциал есть в Томске, Новосибирске, Петербурге. Люди, которые там работают, хотят, чтобы у них были свои «Сколковы».

Что касается политической составляющей – да, Путин зашел на площадку Медведева. Как, впрочем, и Медведев заходит на площадки Путина. Если говорить о формальных прерогативах, инновационную деятельность должен курировать именно премьер. В то же время куратором МВД по Конституции является президент, но силовые структуры изначально находились под контролем премьера. Только сейчас мы видим, что Медведев постепенно меняет генералов МВД, в рамках закона о переименовании милиции в полицию. Такие пересечения есть и во внешней политике: премьер высказывался по многим вопросам , а по Ливии вообще разошелся с мнением президента. В конце концов, он признал, что последнее слово остается за Медведевым, но остался при своем мнении – это очевидно.

Видимо, создать властный тандем, в котором функции были бы идеально распределены, невозможно. Диархии были в Римской империи – там, понимая, что не получиться разделить полномочия, разделили управление империей, на Западную и Восточную части. В нашем случае, понятно, это невозможно. Но впереди – президентские выборы, и неясно, кто пойдет кандидатом в президенты. Перед ключевым разговором, где все определиться, каждый из двух претендентов хотел бы увеличить свой потенциал – и позиционированием в публичном пространстве, и за счет объема реальных полномочий. Отсюда и появление проектов вроде создания АСИ.

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.