Stratagema — cтратегия эффективности

Политика

Никто не хотел уходить

25.04.2011
Евгения Зубченко , Новые Известия
В Татарстане министры намерены остаться в руководстве компаний с государственным участием

Как заявил в пятницу президент Татарстана Рустам Минниханов, республика сохранит представительство госчиновников в советах директоров ключевых предприятий. Это, по сути, означает, что мнение президента для субъектов РФ не указ. Между тем, отмечают независимые эксперты, именно в регионах влияние государства на бизнес проявляется в наибольшей степени.

Напомним, что с инициативой об исключении федеральных чиновников из состава советов директоров компаний с госучастием выступил в конце марта президент Дмитрий Медведев. Речь идет о вице-премьерах, министрах РФ, руководителях других органов исполнительной власти, высокопоставленных работниках администрации президента. Вскоре вице-премьер Игорь Сечин покинул совет директоров компании «Роснефть». Позже помощник президента Аркадий Дворкович и министр экономразвития Эльвира Набиуллина сняли свои кандидатуры на избрание в совет директоров «Сбербанка». Затем и министр финансов Алексей Кудрин попросил премьера Владимира Путина вывести его из списка кандидатов в наблюдательные советы ВТБ и «Алроса».

Логика в этих шагах просматривалась весьма отчетливо. Как подчеркнул глава государства, управление госкомпаниями теми же лицами, которые регулируют законодательство в этой же отрасли, вредит развитию конкурентного рынка. Так же логично было предположить, что, как это часто бывает, федеральная инициатива быстро спустится на уровень субъектов РФ. Ведь в регионах спайка между властью бизнесом еще прочнее, а проблема конкуренции стоит в целом гораздо острее.

Однако в Татарстане убеждены, что без чиновников компаниям не обойтись. Да и вообще, по мнению Рустама Минниханова, высокопоставленных госслужащих, включая министров, в советах директоров крупных предприятий республики совсем немного. Они участвуют в управлении структурами нефтегазохимического и энергетического комплекса, такими как, например, «Татнефть», «Нижнекамскнефтехим», «Казаньоргсинтез». «Моя позиция – сохранить представительство госчиновников в советах директоров этих компаний с тем, чтобы они могли реально участвовать в реализации программ нефтехимического комплекса республики», – заявил ее глава. В пример он привел «Татнефть», где сам г-н Минниханов является председателем совета директоров. «Сегодня здесь идет реализация крупнейшего нефтехимического проекта «Танеко», – сообщил он. – «Татнефть» является инвестором проекта, в данный проект уже привлечено почти 4 млрд. долларов, и если завтра я скажу, что ухожу из совета директоров «Татнефти», это будет воспринято рынком негативно». По его словам, некоторые компании даже просят, чтобы в их советы директоров были введены чиновники. Впрочем, глава региона не исключил, что в некоторых компаниях они все же могут быть заменены независимыми директорами.

Как пояснил «НИ» директор Центра политической информации Алексей Мухин, когда президент выдвигал эту инициативу, по умолчанию предполагалось, что и региональные власти последуют примеру Центра. «Это подразумевалось само собой, но пока еще не было озвучено, – отметил политолог. – Это будет сделано в ближайшее время, однако власти республики, похоже, решили упредить ситуацию. Судя по всему, Татарстан хочет дополнительных преференций за свою уступку». Впрочем, этот регион всегда славился своей «особостью», отметил эксперт. «Власти Татарстана регулярно демонстрируют самостоятельность от тех решений, которые принимает федеральный центр, – напомнил г-н Мухин. – Они подчеркивают тем самым, что собираются исполнять лишь те решения, которые, как они понимают, выгодны республике».

И если «упреждающая реакция» Казани может действительно показаться своеобразной, то вмешательство руководства субъектов РФ в бизнес – проблема общая для всей страны, отмечают аналитики. «Действительно не редки случаи, когда сами предприятия просят войти чиновников в состав совета директоров, – рассказал «НИ» директор Международного института политических экспертиз Евгений Минченко. – Но это происходит прежде всего в тех регионах (в том числе и в Татарстане), где развитие бизнеса зависит от благосклонности властей. Поэтому компании и приглашают чиновников, чтобы использовать их как своих лоббистов на региональном уровне. Например, в Башкирии такая практика тоже очень развита». По словам эксперта, не редки ситуации, когда чиновники контролируют компанию полностью. Достаточно вспомнить «Башнефть», которая долгое время (по слухам, разумеется) контролировалась структурами сына бывшего главы региона Муртазы Рахимова.

Как рассказал «НИ» председатель президиума Института проблем глобализации Михаил Делягин, какой-то сводной статистики о том, сколько, где и какой степени чиновники оказывают на бизнес решающее влияние или контролируют его полностью сами или через доверенных лиц, естественно, не существует. Наоборот, это стараются не афишировать. Однако, как отметил эксперт, заявление г-на Минниханова выглядит несколько странно, «особенно с учетом того, что об этом его никто не спрашивал». «Если субъект РФ чувствует себя независимым от норм и правил РФ, конечно, региональные чиновники не последуют примеру федеральных властей, – уверен ученый. – Г-н Минниханов полагает, что Татарстан находится на особом положении, и, возможно, он прав».

Комментарии:

    Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста.